Покорили Москву. Оренбургские школьники победили на Всероссийских чтениях юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского

В Москве с 9-го по 14-е апреля прошли Всероссийские Чтения юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Шесть победителей регионального этапа конкурса, организованного на базе Оренбургского филиала Московского технологического института при поддержке Комитета по образованию, науке, культуре и спорту Законодательного собрания Оренбургской области, представили свои проекты на суд ведущих ученых страны. Шесть участников – шесть победителей. Да, Оренбуржью есть, кем гордиться. Трое из шести делегатов — учащиеся Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья. Лицеисты поделились с нами впечатлениями от поездки и рассказали о том, какой путь пришлось им пройти, чтобы подняться на пьедестал.

 — Ребята, вам выпала прекрасная возможность поучаствовать в конкурсе такого масштаба, и вы ею воспользовались по максимуму, заняв первые места. Поделитесь впечатлениями.

Максим Ярославцев: «Конкурс был проведен в уникальном формате стендовой защиты. Я первый раз такое встретил. У нас, была возможность не только представить свои исследования, но и познакомиться с другими ребятами, посмотреть их работы. Суть стендовой защиты в том, что ты можешь максимально привлечь к себе внимание экспертов и зрителей».

Дарья Андриянова: «Было очень много серьезных работ. Происходила жесткая конкуренция. Стендовая защита позволила нам максимально красиво и интересно представить свои исследовательские работы».

Юлия Егорова: «Благодаря такой форме защиты мы получили возможность познакомиться с интересными исследованиями других конкурсантов, оценить свои ошибки. Некоторые проекты были представлены на иностранных языках, так как в конкурсе приняли участие представители таких стран, как Чехия, Словакия, Белоруссия. Участники работали на стендах совместно с переводчиками Мы также познакомились с ведущими учеными страны. Это бесценный опыт».

— Был ли такой момент, когда вы начинали сомневаться в себе и осознавали, что чья-то работа лучше?

Даша: «Волнение всегда присутствует, когда ты демонстрируешь публике результаты своего труда. Но нужно быть уверенным в себе, в своей работе, интересно ее презентовать, не опускать руки, чтобы другие думали «а вот у него проект лучше».

Юлия: «Я думаю, что даже когда ты видишь работу, которая лучше твоей, это пробуждает какое-то стремление развиваться, придумывать новые идеи».

— Между региональным и федеральным этапом прошло меньше месяца. За это время успели внести какие-то изменения в свои проекты?

Максим: «Когда я узнал, что прошел в следующий тур, то сразу принялся за доработку проекта. Было много рукотворной работы, бессонные ночи. Когда нам сказали, в каком формате будет проходить конкурс, то тут же занялся созданием стенда.

Юлия: «Подготовка стенда была сложной, особенно для тех, кто столкнулся с этим в первый раз. Но это отличная мотивация сделать что-то грандиозное».

— Что дал вам конкурс Вернадского? Планируете еще в этом году принять участие в каких-нибудь научных конференциях?

Юля: «Конкурс Вернадского позволил мне познакомиться с работами других участников. Меня, к примеру, интересует генетика. Было много интересных, сложных проектов на эту тему. Будем развиваться!».

Максим: «Я бы хотел сказать спасибо нашим преподавателям за то, что они подготовили нас к конкурсу. Раньше я учился в другой школе, и ничего не знал о сути исследовательской работы. А здесь, в лицее, я смог столько интересного узнать, научился делать такие вещи, которые раньше мне казались сверхсложными. И, конечно же, попал сначала на региональный, а потом на Всероссийский конкурс имени В.И. Вернадского. Это замечательный конкурс, который дал большой толчок для дальнейшего развития».

Даша: «Я планирую продолжить заниматься исследованием плесневых грибов, и на практике доказать возможность их использования в качестве утилизаторов твердых бытовых отходов. Хотела бы поработать с микологами области. Конкурс имени Вернадского открыл для меня спектр совершенно новых возможностей. Это огромный опыт, который пригодится нам в будущем!».

Руководство Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья о конкурсе.

Татьяна Владимировна Ивенина, заместитель директора по научной работе: «Многое в процессе подготовки работ зависело именно от личных качеств ребят. Максим Ярославцев, к примеру, продемонстрировал черты экспериментатора, конструктора, которыми он обладал с детства. Я была его непосредственным научным руководителем. Научный руководитель Даши Андрияновой – Валентина Васильевна Юрченко – буквально с нуля помогла ей раскрыть в себе талант. Даша получила диплом первой степени и грамоту за лучший иллюстрационный материал.

Прежде чем попасть на финал конкурса ребята прошли очень долгий и сложный путь. Участие в подобных мероприятиях и победы в них, это, во-первых, продвижение ребенка в нужном направлении, позволяющем ему раскрыть свои способности. Во-вторых, это возможность пройти обучение в лучших образовательных центрах страны. Например, сейчас наши победители готовятся к поездке на проектную смену в образовательном центре «Сириус» в Сочи. Это их мечта.

На конкурсе сложилась замечательная атмосфера. Ребята защищали свои стендовые доклады в Российской академии наук, в большом зале. Всего было представлено более тысячи работ.

Около стенда Максима Ярославцева был большой ажиотаж. Его исследовательская работа воплотилась в создании коллекции механических приборов, что выделяло его среди других участников, выбравших теоретические направления.

Каждый участник представил краткое содержание своей работы на стенде, к которому подходили члены жюри, прослушивали работу. Помимо экспертов проектами интересовались и зрители, и ребята должны были отвечать и на их вопросы.

Очень хорошо, что в этом году  Оренбургским отделением Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» был организован региональный этап конкурса, который проводился на базе Оренбургского филиала Московского технологического института. Жюри областного этапа компетентно выделило лучшие работы и 6 делегатов, которые поехали в Москву и стали настоящим украшением конкурса».

Татьяна Геннадьевна Шаповаленко, директор Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей Оренбуржья: «В региональном этапе конкурса исследовательских работ имени В.И. Вернадского приняли участие 15 учащихся лицея. Все ребята очень достойно себя показали.

С Оренбургским филиалом Московского технологического института, на базе которого состоялся региональный этап, мы дружим много лет, принимаем участие в различных конференциях и конкурсах, проводимых на базе МТИ.

Конкурс Вернадского – это хороший вклад в большую копилку достижений нашего лицея. И мы не можем, как учреждение повышенного уровня не показать результаты ребят. В прошлом году в Москву ездил только один наш воспитанник, в этого году уже 3-е. И все они стали дипломантами!».

Татьяна Геннадьевна Белова, Председатель Оренбургского регионального отделения Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь»: «Всероссийские юношеские Чтения им. В. И. Вернадского являются одним из самых значимых конкурсов исследовательских работ в нашей стране. Конкурс организуется Общероссийским общественным Движением творческих педагогов «Исследователь» при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, экологического фонда им. В. И. Вернадского. В этом году для участия в Чтениях было подано свыше 900 исследовательских работ. Оренбургская область была достойно представлена на Чтениях делегатами Регионального этапа конкурса. И мы от всей души поздравляем победителей!»

Беседовала Евгения Недорезова