Никита Ильин. На просторах великой Азии

До Нового года осталось две недели, и пока вы мерзнете в кабинетах своих офисов, мечтая об отдыхе, расскажем вам теплую летнюю историю. Не так давно мы писали об оренбуржце Виталии Кузнецове, рискнувшем отправиться автостопом в Китай (кстати, сейчас он уже в Малайзии). И если Виталий, чтобы достигнуть границы с миллиардной страной проехал почти весь юг России, то вот другой наш земляк – Никита Ильин отправился в Поднебесную другим маршрутом.

— Вы отправились автостопом в Китай, но не через Россию, а через Казахстан и
Киргизию. Почему выбрали имен такой маршрут?

— Я подумал: «На Россию я еще успею посмотреть, нужно что-то новенькое». Мне казалось, чем большее расстояние займет мое путешествие за границей, тем оно будет интереснее.  К тому же пограничные пункты в Казахстане и Киргизии весьма условные. Меня спросили: «Кто ты и откуда?». Я ответил, что путешествую и меня пропустили без лишних допросов и проверок. А вот у китайцев справила очень строгие. На границе у меня забрали ножи, тушенку. Обыскали все сумки, карманы и чехлы.

— В какой момент путешествия возник языковой барьер при общении с местными жителями?

— В Казахстане многие люди разговаривают по-русски с акцентом. В южных регионах страны он прослеживается еще сильнее. В Киргизстане люди говорят на русском сносно, так как многие из местных жителей многократно ездили в Россию на заработки. И опять же, чем южнее я оказывался, тем тяжелее мне было общаться. Киргизы, что живут недалеко от границы с Китаем, не говорят по-русски в принципе. Правда и по-китайски тоже. Люди в этом регионе придерживаются особых традиций и обычаев. К примеру, строят дома не из камня, а из кизяка.

— Когда ехали по Казахстану и Киргизии, не возникало ощущения, что попали в другую цивилизацию?

— Восточный колорит чувствуется сразу после пересечения границы с Казахстаном. Из кафешек попадаются в основном чайханы. Другой быт, другие порядки. В Киргизстане я встретил много мусульманских семей с традиционным для исповедующих эту религию жизненным укладом. У некоторых местных жителей даже телевизора дома не было.

— В непредвиденные и щепетильные ситуации попадали?

— Когда ты путешествуешь автостопом, то каждый день с тобой что-то интересное происходит. Я ехал с телефоном, но без связи. Бесплатного Wi-fi, к которому мы все привыкли, в Казахстане нет. В Киргизии он есть только в Бишкеке и в гостевых домах других крупных городов. Чтобы не потеряться в незнакомой стране,  я много общался с местными жителями, постоянно что-то спрашивал у них. Приключениями сопровождались, казалось бы, самые обычные будничные дела: поиск еды, места для палатки. Я жил три дня в традиционной мусульманской семье – не мог найти места, где можно было бы установить палатку, поэтому попросился к людям во двор. Хозяин дома сказал: «А что ты будешь в палатке ночевать, давай мы тебе постелем в сарае. Там теплее и место для сна есть». Казахи и киргизы очень доброжелательные. Меня приглашали погостить, попить чай. Однажды даже на охоту в горы позвали. Но я отказался. Подумал, вот оставит он меня там одного, и как я буду обратно добираться. (Улыбается).

— Путешествие автостопом предполагает бесплатный проезд, питание и проживание. Но все же, случались ли ситуации, когда остро нужны были деньги? Или все-таки перестраховались, захватив немного наличности?

— У меня был с собой небольшой запас денег, который я экономил, как мог. В Киргизии все осложнялось тем, что там не было банкоматов. Кстати, через Казахстан я проехал в плюсе. Доброжелательные водители подкидывали мне немного денег. Я не просил их об этом, более того, терпеть не могу попрошаек, а потому никогда не прошу ничего. Но у дальнобойщиков своя культура. На дороге так принято – помогать нуждающемуся водителю или пешеходу, в том числе и финансово.

В Киргизии все было иначе. Приходилось тратить деньги, а не получать их. Цены в этой стране очень низкие, что меня, конечно же, спасало. Но ближе к границе с Китаем наличные все-таки закончились.

— Какие впечатления остались после пребывания в Поднебесной?

— Китай – дорогая страна. Там дешевая еда, можно найти дешевое жилье. Но все остальное там очень дорого. И самое неприятное: если ты хочешь что-то посмотреть, то это платно. Есть действительно потрясающие места, за посещение которых не нужно платить, но надо очень сильно постараться, чтобы их найти.

Китайская стена, кстати, тоже платная. Вернее те участки, на которые возят туристов. Большая же ее часть разрушена. Есть четыре участка, на которых организовывают экскурсии. На первый из них я даже не поехал, так как видел в интернете фотографии, где все забито людьми от стенки до стенки. Я отправился на второй по популярности участок, который располагается в 160-ти километрах от Пекина. Добраться до него было проблематично. На середине пути меня высадили из автобуса рядом с группой таксистов, которых в этих местах обитает больше, чем туристов, но просят за свои услуги они большие деньги: где тысячу, где полторы в переводе на наши рубли. Денег у меня не было, поэтому я отправился пешком до ближайшего города, снял немного наличных с карты и снова сел на автобус, который довез меня до следующего перевалочного пункта. Там я нашел группу аргентинцев, с которыми мы скинулись на такси по 150 рублей и благополучно добрались до пункта назначения. Самое интересное, что обратно до Пекина мы доехали всего за 300 рублей.

В Китае мне безумно понравился город Хух-Хото – столица Внутренней Монголии. Меня поразил один из храмов, три здания которого были заполнены красивейшими статуями. В одном из них стоял гигантский Будда высотой метров в 15. Я пытался его сфотографировать, но он не влезал в кадр.

Понравилось мне в Музее Внутренней Монголии. Вход в него, кстати говоря, бесплатный, так же как и в храм с гигантским Буддой. В музее много артефактов, связанных с историей, например выставка, рассказывающая об участии жителей Внутренней Монголии во Второй мировой войне, космическая экспозиция. Была там и красивая выставка с динозаврами. В Оренбурге такого точно не увидишь.

Китай – это большие впечатляющие здания. Если дверь, то пятиметровая, если дома, то небоскребы. У них, кстати говоря, очень красивые разноцветные крыши: оранжевые, зеленые. В мегаполисах других азиатских стран я такого не наблюдал.

— Миллиардное население Китая исповедует различные религии, живет по разным традициям. Какие самые явные различия в жизни и быте китайцев, живущих в разных частях страны, вам запомнились?

— Я въехал в страну с запада, начал путешествие с мусульманских районов. Китай там прослеживается везде. Но все же, на западе очень сильно ощущается дух востока. Там, даже, по-китайски мало кто говорит. Много базаров, на улицах пекут лепешки. По мере продвижения на восток страны все меняется: пейзаж, образ жизни людей. Города там более урбанистичные, с большим количеством неона. К примеру, город Хух-Хото практически весь состоит из небоскребов.

— Изначально вы хотели отправиться в Индонезию, но по окончанию  китайской визы решили вернуться домой. Почему?

— Я устал. Не только в физическом плане, но и в моральном. Меня вдохновили Казахстан и Киргизия.  Вообще в этих странах есть на что посмотреть: красивая природа, много достопримечательностей и все очень дешевое. Странно, что россияне ездят отдыхать в Швейцарию, Францию, когда можно не мучиться с визой и посетить Киргизстан. Впечатлений меньше бы не стало. Кстати, в Киргизии я встретил австралийцев, немцев, британцев. Зато русских там нет.

В Китае приходилось бороться за выживание. Все платно, по-английски здесь практически никто не говорит. Более того, когда ты пытаешься через переводчик на телефоне объяснить, что ты русский и не понимаешь по-китайски, люди с тобой начинают разговаривать на своем языке. Может, шутят так, не знаю. В любом случае, у них у всех есть смартфоны, интернет, которым они могли бы воспользоваться. Китайцы довольно твердолобый народ. Пока на них не рявкнешь, они с тобой разговаривать не станут.

В Китае очень сложно путешествовать автостопом. Ты останавливаешь машину, а тебе задают вопрос: «Сколько?». Все упирается в деньги. Но русских они очень любят.

— Не думали о том, чтобы отправиться в подобное путешествие на велосипеде?

— Первоначальная идея была именно такой. Но потом я подумал, что это очень тяжело физически. На мотоцикле может быть проще. Но для этого его нужно купить. Поддержанный брать нет смысла, ведь он мог бы сломаться по дороге в любой момент, а новый слишком дорого стоит. Поэтому я выбрал автостоп. К  тому же, до этого, я никогда никуда не ездил таким способом, было интересно попробовать.

Беседовала Евгения Недорезова

Фото из личного архива Никиты Ильина