Геннадий Найданов. Дело мастера боится

Геннадий Найданов – известный оренбургский искусствовед и художник. За ним тянется молодежь, а бывшие ученики восторгаются его талантом и неуемной энергией. В 1980-м году по окончанию Санкт-Петербургской академии художеств Геннадий Александрович по распределению приехал работать в Оренбург и открыл в городе новую эпоху искусства. На прошлой неделе в галерее «Оренбургский пуховый платок» открылась 12-я новогодняя выставка художника «Веры тонкая свеча у тебя в руке». Побывала на мероприятии и побеседовала с мастером корреспондент нашего портала.

— Геннадий Александрович, прежде всего, хотелось бы расспросить Вас о выставке. Сколько по времени и как она создавалась?

— Эта выставка у нас уже двенадцатая. Каждый год мы стараемся сделать что-то особенное, уникальное, то, что запомнилось бы зрителям самых разных возрастов. Готовиться к выставке мы начали еще в начале года. Это очень трудоемкий процесс. В экспозиции представлено около 400-т предметов. Мы их очень долго собирали. Многие вещи приходилось реставрировать, так как доставали их из старых запасников. Много интересных экспонатов так и осталось в коробке, их тоже хотелось  показать.

Всего в зале установлено 11 витрин. Очень важно, чтобы каждый предмет стоял на своем месте, которое очень долго подбирается. Расстановка должна быть максимально приближенной к идеалу, чтобы у каждого человека по мере просмотра выставки возникал в голове определенный образ.

Каждый год, выезжая за рубеж —  вожу студентов на стажировку в Европу, стараюсь всегда оттуда привезти какие-нибудь интересные предметы искусства для наших выставок. К примеру, на одной из витрин у нас есть маленький подсвечник, который я привез из Дании. Не смотря, на свои миниатюрные размеры, это довольно многофункциональный предмет – раньше такие подсвечники использовали в качестве подставки для яиц или как солонку.

У нас, к сожалению, здесь представлено очень мало предметов восточной культуры, а в мусульманских странах свеча только источник света. Основные экспонаты, это свечи и лампы двух видов – керосиновые и масляные. Кстати, масляные ламы сегодня вновь популярными. Их производят в некоторых странах Европы и Азии. Например, Японии в Китае и Турции.

Многие мои знакомые не понимали, как раскрыть такую тему как «свеча» или «лампа»? Свеча это символ жизни, света, символ семейного очага, и этой выставкой мы хотели напомнить людям о чем-то теплом, напомнить о наших старых традициях. В Европейских странах, к примеру, во время ужина люди всегда ставят на стол свечи. Традиционным когда-то считалось украшать дом венками, но советские вожди произвели в сознании людей подмену, сделав венок символом похорон, но ведь это не так. Венок и свеча издавна были олицетворением праздника и уюта. Стоит вспомнить стихи Бориса Пастернака: «Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…».

— На выставке представлено много работ студентов Оренбургского государственного университета и Оренбургского художественного колледжа. А учащихся художественных школ не думали привлечь к участию?

— Многие вещи для выставки мои ученики делали сами: разрабатывали проект, делали эскизы, продумывали малейшие детали. Вручную сделаны некоторые стеклянные и веревочные шары, веночки, открытки. Ребят школьного возраста мы, увы, не привлекали к участию в выставке. Бесспорно, среди них много талантливых учеников, но все-таки это иной уровень подготовки.

— К искусству должен быть талант . Как вы определяете, на что способен ученик?

— Я много лет преподаю в Оренбургском государственном университете и областном художественном колледже. Когда мы набираем на учебу первокурсников, то всегда смотрим, на что способен абитуриент – проводим творческий экзамен. Иногда попадаются очень талантливые люди, и мне бывает за них обидно, когда узнаю, что работают ребята не по специальности. Первые  годы  творчества большинство учеников не всегда понимают,  что им делать, как жить и работать. Получают диплом и встают на перепутье: «А что дальше?» А дальше свободное плавание и приобретение опыта. Без него невозможно стать хорошим художником, каким бы талантливым ни был человек.

— Кем из своих учеников вы можете гордиться?

— Вы знаете, среди моих учеников очень много талантливых художников, фотографов, дизайнеров. Выделить из этого большого списка какие-то конкретные фамилии довольно сложно. Я всех своих учеников делю на две группы: прямые и косвенные. Прямые ученики, это те, кто считают меня своим учителем, у кого я непосредственно преподавал. Косвенные – это те, кто учился, но не услышал, то чему я его пытался научить?

Не считаю себя гениальным человеком, я не привык себя нахваливать и много говорить. Обо мне, как о преподавателе и художнике лучше могут рассказать мои коллеги, друзья и ученики, но только прямые.

 

 

— На ваш взгляд, можно ли стать художником, не имея, при этом, профильного образования? 

— Таких примеров не много, но они есть. Искусству нельзя научиться заочно. Все вузы за очень редким исключением готовят художников и дизайнеров на дневном или вечернем отделении.  Здесь мастерство передается непосредственно от учителя ученику.

— За вами постоянно тянутся ученики, а вы, как вечный двигатель постоянно что-то делаете: преподаете, организуете выставки, открытые лекции. Откуда черпаете вдохновение?

— Меня вдохновляют люди и то, что им нравится то, что я делаю. Среди тех, что приходит ко мне на выставки, я лично знаю 50-60%, и мне всегда очень приятно их видеть. Вообще я не очень люблю всю эту суету, когда собирается очень много народа вместе, но то, что все эти люди приходят отдохнуть душой, это очень радует.  Название нашей выставки это строчки из известной песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, которую пела на открытии Татьяна Савина — давняя ученица и друг, постоянная участница почти всех моих выставок. Искусство не может не вдохновлять. Душа всегда просит красоты.

— На ваш взгляд, что делает художника великим?

— При жизни человека можно назвать успешным, но великими люди становятся только через сотни лет после своей смерти. Потому, что художник, создавая ту или иную картину, не знает, какими будут вкусы завтра.

Коллеги о Геннадии Найданове

Вера Арнгольд, журналист, поэт, сценарист: Это высокообразованный человек. В Оренбург он принес иной пласт культуры  — культуры высокого порядка, ее тонкость, изящество. Геннадий Александрович необычайно добрый человек. У него хватает сил, тепла сердца, чтобы всех обогреть, собрать воедино. Его выставки несут высокий прекрасный духовный посыл, чего не хватает сегодня людям. Это, безусловно, красивый человек. Вокруг него всегда много студентов, молодежи. Это современный художник нового Возрождения».

Наталья Федоткина: «То, что Геннадий Александрович делает, это прекрасно. У него столько идей, столько энергии. Люди греются огнем его души».

Алексей Кирилов, фотограф: «Мы очень давно знакомы с Геннадием Александровичем. Когда-то он преподавал у меня «Историю искусства» и «Специализацию». Я могу назвать его своим мучителем. Мучителем в хорошем смысле слова. Он приучал нас к аккуратности, к точности. С ним всегда было интересно. Это замечательный человек».

 

Беседовала Евгения Недорезова, фото автора