Василий Антоненко. На цифровых волнах

В век Интернета журналисту сложно выделиться, найти свою аудиторию. Каждый может снять видео, фото, написать заметку и выложить ее в соц-сетях, и, если повезет, на нее обратят внимание тысячи пользователей. В условиях такой конкуренции СМИ вынуждены придумывать новые форматы, новые способы взаимодействия с аудиторией. А впрочем, кто-то давно уже нашел свою нишу и успешно работает, не являясь ни на кого похожим. Международное «Оренрадио»  вещает уже 10 лет. За это время радиостанция обзавелась слушателями в разных регионах России и даже в разных странах. Об эпохе цифрового радиовещания и сохранении неповторимого облика рассказал главный редактор «Оренрадио» Василий Антоненко.

— Василий Иванович, что такое международное «Оренрадио» и с чем его «едят»?

— Наша радиостанция была открыта в 2007-м году 1-го сентября, награждена дипломами «Профессиональная команда страны» в области СМИ. Мы участвуем в различных мероприятиях, к примеру, являемся регулярными информационными партнерами Международного кинофестиваля «Восток & Запад. Классика и авангард». Владеем патентом на систему передачи данных на расстоянии, которая включает распространение аудио и видео контента через 14 альтернативных каналов. Это, само собой разумеется, Интернет, FM, УКВ диапазоны, кабельные сети и так далее. Все это есть в Роспатенте, мы зарегистрированы там, как авторы идеи.

Помню, как в 2009-м году на областном журналистском форуме руководители Правительства области задали нам вопрос «Что это такое?», когда мы представили свой проект – систему, состоящую из ноутбука, микрофона, цифрового фотоаппарата, цифрового диктофона. Тогда на глазах публики мы продемонстрировали возможности цифрового радио. Сейчас, конечно, технологии усовершенствовались: есть ранец за плечами у журналиста, в нем передающая станция.

В чем основное отличие нас, как основателей онлайн вещания в Приволжском федеральном округе и Оренбургской области? Мы не используем дорогущие передатчики, которые стоят миллионы рублей, но при этом мы даем аудитории отборный контент высоко качества. За 10 лет, которые мы работаем, Интернет «скакнул» очень далеко: увеличились скорости передачи данных, но при этом он стал доступным для каждого. Еще в 2008-м году была дана рекомендация всем СМИ создать в Интернете свои собственные сайты. Сейчас такой необходимости уже нет. Есть соц-сети, через которые можно искать аудиторию и раскручивать себя.

Наша технология позволяет отслеживать своих слушателей. Через программу пробиваем IP-адрес, проверяем город, из которого нас слушают и смотрят, улицу, дом. Можно сказать, мы знаем своих слушателей в лицо. Плюс мы работаем с ретрансляторами. Таких у нас по Интернету 50 сайтов. Аудитория немаленькая. За первые годы существования нашего радио  было зарегистрировано более 2-х миллионов слушателей. Сейчас эта цифра еще больше.

— Сегодня прямыми трансляциями сложно удивить кого-то, и все же вы били первыми. Какие события, мероприятия довелось освещать журналистам радиостанции в начале ее пути?

— Одна из первых трансляций, которую мы организовывали, был концерт группы Nazareth в Оренбурге. Мы сумели договориться и эксклюзивно о нем рассказать и показать. Позже приезжали и другие артисты, все трансляции и не вспомнить. Брали интервью у известных актеров: у Владимира Машкова, Светланы Томы, Михаила Пуговкина и других. Довелось мне как-то побеседовать с Леонидом Аркадиевичем Якубовичем.

На нашем радио ведут программы многие известные оренбургские журналисты: Константин Артемьев, Константин Шальнев, Борис Данич и еще несколько человек. Есть у нас сетевой партнер – радиостанция «Говорит Москва» Сергея Доренко, причем транслируем  мы только передачу «Подъем»  потому, что она самая рейтинговая. Из остального: у нас свой контент, свои программы. Десять лет прожито не зря. Есть достижения. И главное, мы первые, а первым всегда трудно. Вторым по протоптанной дорожке гораздо легче идти.

 — Каждое СМИ, будь то газеты, телевидение или радио имеют свой формат. В каком формате вещает «Оренрадио»?

— Наш формат – отборная музыка, отборные новости. Много у нас интерактивных программ. Кстати, программу «Город и горожане» мы первые запустили по динамикам на остановках, а сейчас она выходит на «России 24».

Я себе не ставлю больших заслуг, но часто наблюдаю такую картину, когда СМИ подхватывают и дублируют то, что мы делали первыми.  Например, когда на Всероссийском конкурсе «Идея 2002» мы  (с радиостанцией «Авторадио» прим.) заняли первое место — если кто помнит, возле Театра музыкальной комедии стояли две поющие тумбы, чуть позже этим стали заниматься и другие радиостанции. Журналистика предполагает желание изменить мир, и мы потихонечку в силу своих возможностей это делаем.

Мы освещаем культурные, спортивные события, например матчи по настольному теннису оренбургской команды «Факел – Газпром», баскетбольные матчи нашей «Надежды».

Есть у нас передача «Дежурный корреспондент», в которой поднимаются проблемы плохих дорог, ЖКХ и так далее. Все это обсуждается без обиняков, без оглядок на фамилии и должности.

У нас свой собственный формат, свой стиль. Когда Александра Розенбаума спросили: «У вас какой жанр»,  он ответил: «Мой стиль Розенбаум». Вот так и я говорю: наш стиль – международное «Оренрадио». Оно не похоже ни на что. Это собственная позиция журналистов, свое мнение. Свое отношение и уважение к собеседнику.

— По какому принципу происходит отбор музыки, новостей, событий?

— Отбираем по критериям вкуса. Сейчас у многих молодых людей нет вкуса. Не в упрек будет сказано, они слушают реп и прочую музыку с незамысловатыми ритмами. Мы выбираем музыку, в которой есть мелодия. Часто ставим классику в современной обработке. Гоняем также новинки вперемешку со старыми хитами: отечественные и зарубежные песни, начиная с 1980-х годов и заканчивая нашими днями.

— Какую долю в эфире занимают программы собственного производства? Какова программная политика радиостанции?

— У нас есть детское вещание по субботам и воскресениям. Есть сезонные программы, например «Путеводитель» (о туристическом бизнесе). Выпускаем юмористические передачи, новостные, культурные, общественно-политические. Тут все зависит от того, кому и что надо показать и доказать. У нас лояльное вещание. Например, в программе «Разговор про жизнь» рассматриваются любые темы из нашей жизни.

Есть рубрика «Радиодайджест», где мы транслируем готовые подкасты, программы, которые есть в открытом доступе для скачивания. Если делаем какую-то перепечатку, то обязательно указываем автора и источник.

— Сотрудничаете ли с начинающими, молодыми журналистами?

— Скажу так: когда к нам приходит молодежь, первым делом задаю вопрос: «А что вы собираетесь здесь делать?», В ответ слышу другой вопрос: «А сколько вы будете мне платить?». Если у журналистов на первом месте стоят деньги, а не работа и ее содержание, то мы с такими кандидатами расстаемся потому, что они неинтересны нам как личности. Журналистика это не снег кидать и не молотком стучать! Это несколько другое ремесло. У нас нет такого, что люди пришли, и мы платим им оклад. Такие времена закончились. Если ты что-то предлагаешь – делай, критикуешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

 

Беседовала Евгения Недорезова

Фото предоставлено Василием Антоненко